Шановний відвідувач! Ви переглядаєте стару версію сайта. Запрошуємо вас ознайомитись з новою версією та оцінити ії. Be new!
Внимание! Вы используете устаревшую версию браузера.
Для корректного отображения сайта настоятельно рекомендуем Вам установить более современную версию одного из браузеров, представленных справа. Это бесплатно и займет всего несколько минут.
Бухсайт
Loading
Лигазакон
06.03.2017 | 08:00

Уплата арендной платы за земли государственной и коммунальной собственности: подходы фискалов и позиция судов в 2014 – 2016 годах

Уплата арендной платы за земли государственной и коммунальной собственности: подходы фискалов и позиция судов в 2014 – 2016 годах

Арендная плата по договорам аренды земли государственной и коммунальной собственности имеет необычную правовую природу. С одной стороны, это обычный платеж по хозяйственному или гражданско-правовому договору, с другой - разновидность и форма уплаты общегосударственного налога. В отличие от судебной практики 2008 - 2013 годов, когда суды активно поддерживали диспозитивный характер договора аренды и невозможность применить к нему административно-фискальные подходы, начиная с 2014 года украинские суды все больше занимают профискальную позицию в спорах по вопросам уплаты такой арендной платы, что нужно учитывать всем землепользователям.

Отношения, связанные с арендой земли, регулируются Земельным кодексомГКУЗаконом № 161, другими нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии с ними, а также заключенным между сторонами договором аренды земли.

Особой категорией дел, связанных с арендными отношениями, являются споры в связи с уплатой арендной платы, причем особой остроты в подобных спорах стали споры в связи с уплатой арендной платы по договорам аренды земельных участков государственной и коммунальной собственности.

Сама по себе арендная плата за земли государственной и коммунальной собственности имеет явно двойную правовую природу, поскольку, с одной стороны, является предусмотренным договором аренды земли платежом, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком (ч. 1 ст. 21 Закона № 161), с другой - одной из форм платы за землю как общегосударственного налога наравне с земельным налогом (пп. 14.1.147 НКУ). Вместе с тем основанием для начисления арендной платы за земельный участок является именно договор аренды такого земельного участка.

Одновременно с введением в действие НКУ, с 1 января 2011 года утратил силу Закон "О плате за землю". В соответствии с пп. 14.1.147 НКУ плата за землю - это общегосударственный налог, который взимается в форме земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности. Пунктами 271.1271.2 НКУ определено, что базой обложения платой за землю является нормативная денежная оценка земельных участков с учетом коэффициента индексации, определенного согласно порядку, установленному разд. XIII НКУ, а в случае, если нормативная денежная оценка не проведена, - площадь земельных участков.

Еще в 2008 году согласно Закону № 309 были внесены изменения в ряд законодательных актов, включая Закон № 161 и Закон № 2535, и определено, что:

Годовая арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной или коммунальной собственности, поступает в соответствующие бюджеты, распределяется и используется в соответствии с законом и не может быть меньше:

для земель сельскохозяйственного назначения - размера земельного налога, который устанавливается Законом Украины "О плате за землю";

для других категорий земель - трехкратного размера земельного налога, который устанавливается Законом Украины "О плате за землю".

Как только указанное решение ВСУ было опубликовано, ГФСУ сразу же сослалась на это судебное решение в своем письме от 03.02.2015 г. № 3340/7/99-99-10-02-02-17, причем это разъяснение в течение нескольких недель было уже разослано землепользователям на всей территории Украины.

По мнению автора, судебное решение создает довольно опасный прецедент, когда, несмотря на заложенные в законодательстве принципы свободы договора и невозможность внесения изменений в договор в одностороннем порядке, договоры с органами государственной власти и органами местного самоуправления выносятся в особую категорию с особым правовым режимом.

Указанная позиция ВСУ сразу получила подтверждение в решениях низших административных судов, в подавляющем большинстве судебных процессов отечественные административные суды поддерживали позицию фискального органа в части того, что независимо от даты заключения договора аренды земли и размера арендной платы, указанной в договоре аренды, арендатор обязан уплачивать фактически арендную плату в размере, не менее нормативно определенном в подпункте 288.5.1 НКУ.

При этом неуплата арендной платы будет считаться не нарушением частных договорных обязательств, а нарушением публичной обязанности в виде уплаты налогов. Раньше подавляющее большинство дел завершалось победой налогоплательщиков ...

<...>

Какова же позиция судей сегодня? детальнее - в материале модуля БУХГАЛТЕР&ЗАКОН по ссылке (ОГРАНИЧЕННЫЙ ДОСТУП)

Если вы заметили ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить о ней редакции
Комментариев 0

Опубликовать
Осталось 500 символов
Поля, отмеченные * - обязательные для заполнения.
Введите число, изображенное на картинке: *

обновить число
 
Новые поступления
11.12.2017
1
08.12.2017
19
07.12.2017
23
04.12 - 08.12
Опрос